Понедельник, 06.05.2024, 02:03
Приветствую Вас Засланный казачок | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Графоманчег, Granovsk, katyarra  
Мы на Кубе (форум) » Конкурс » От околицы до околесицы » Авторская слепота, или Бревно – на мыло? (Откуда и докель...)
Авторская слепота, или Бревно – на мыло?
katyarraДата: Пятница, 22.11.2013, 00:21 | Сообщение # 1
Энтузиаст
Группа: Модераторы
Сообщений: 28
Репутация: 4
Статус: Offline
Навеяно беседой, подслушанной в клубе борьбы за пальму


«Авторская слепота, или Бревно – на мыло?»


Иной раз прочтешь отзыв и думаешь: а ты ли этот текст писал?
(с) неизвестный автор


Крайние точки зрения обычно привлекательны лаконичностью и удобством в обращении. Популярное в творческой среде мнение, что авторский глаз надежно-накрепко замылен и автор практически несостоятелен в оценке собственноручно созданного – удобно вдвойне.  Оно дает устойчивую базу для построения «конструктивных» взаимоотношений с критиками и избавляет от навязчивых обязательств по самокопанию, защищает авторское время, силы и уже не творческую, а пожизневую  самооценку – давая дополнительную уверенность, что, принимая или не примая  - но, в любом случае, внимательно рассматривая – любые неприятные замечания, ты поступаешь единственно правильным образом. Весьма и весьма удобно оно и критикам, постольку поскольку позволяет считать создание отзыва или рецензии – любого качества и содержания - безусловно полезным для автора действием, а потребность в ЧСН (Чувстве Собственной Нужности) нуждается в удовлетворении ничуть не меньше, чем пресловутое ЧСВ (Чувство Собственной Важности) – в почесывании. Не удивительно, что в сетераторских кругах, где авторы и критики суть одно в одном флаконе, теория авторской слепоты популярна настолько, что публично высказывать альтернативное мнение – себе дороже, и, если б ее не было, ее б следовало придумать. Однако ж, слепота – термин медицинский, потому стоит обратить внимание на ее этиологию и патогенез.
Откуда в авторском глазу могло взяться бревно? Нет, правда – откуда?! Версию, что его притащил туда Владимир Ильич Ульянов-Ленин, предлагаю сразу отбросить, как несостоятельную. А других версий, собственно, и нет. Что есть, так это множество примеров авторской оценочной неадекватности  - разной степени выраженности и разной направленности. Представители второго полюса – сильные авторы, уверенные, что они пишут слабее, чем есть на самом деле – интересны не только сами по себе, но и в качестве ключа-разгадки странной слепоты остальных. Что, в большинстве, отличает этих людей? Пристальное внимание к творчеству и больший, чем в среднем, багаж знаний. Складываясь, это дает ту самую характерную придирчивость к себе, часто непонятную для остальных (и, в особо тяжелых случаях, действительно деструктивную).  Логично предположить, что полюс противоположный – страдает не мифическим бревном, а недостатком тех же исходных качеств. И дело не в принципиальной невозможности авторов к критическому взгляду на свое творчество – а в нежелании. К счастью, не в принципиальном – всего лишь в неосознанном, но, если долго вслушиваться в шепот общественного мнения с утешительным мифом про слепоту – он врастает в уши, и до осознания дело может и не дойти.

Продолжение следует...


Best regards,
Инквизитор из чернильницы
 
katyarraДата: Пятница, 22.11.2013, 00:22 | Сообщение # 2
Энтузиаст
Группа: Модераторы
Сообщений: 28
Репутация: 4
Статус: Offline
... Нежелание ползать по созданному с лупой и скальпелем более чем понятно – если не автор, то кто ж его, созданное, любить, холить и лелеять будет? И когда автору радоваться, что вот оно, созданное, перед глазами, если он уже стоит наготове с инструментом? Столь же понятен и дефицит знаний при таком подходе – без целенаправленных усилий, взяться им практически неоткуда. Однако, понятно то оно все понятно, и даже – если автор желает стоять на позиции грешника-подсудимого – простительно, но результат… Результат еще хуже, чем кажется на первый взгляд, потому как критика без желания критикуемого разобраться – для критикуемого бесполезна, за исключением тех случаев, когда она это желание разбудит, заинтересовав или
болезненно царапнув по самолюбию. Если же с пробуждением не сложилось, увы – что бы ни думал рецензент, пользу он нанес разве что себе и другим читателям (если рецензия хороша). Тем временем, автор… Автор годами пишет, как писал. Однако, повторно осмотрев полюс, где обосновались чересчур придирчивые к себе мастера, сложно не заметить, что обратная теории «слепоты» позиция - «автор знает свое произведение лучше всех» - лишь немногим более состоятельна (даже если забыть про то, что знания самого лучшего специалиста в любой области все равно неполны и не абсолютны). Чем сильнее авторское желание разобраться, сделать как можно лучше, исправить все и вся, довести до совершенства – тем сильнее взгляд смещается с результата на процесс, с целого на частное, захватывает все больше деталей, некоторые из которых уже совсем ни к селу, ни к городу. В конечном счете, хотя автор способности к оценки и не теряет, об адекватности этой оценки говорить не приходится.

При всем при этом, ценность «стороннего взгляда» читателей и критиков невозможно поставить
под сомнение. Он интересен – поскольку показывает отражение сознательно предлагаемых идей в чужих глазах и извлекает наружу неосознанно вложенные смыслы. Он полезен – поскольку может дать знания. Он полезен вдвойне – поскольку может компенсировать недостаток мотивации и корректировать огрехи авторского подхода. Он нужен, несмотря на то, что не всегда приятен. Вот такие вот пироги – с потребностями, мотивировками, мотивациями, привычками – и безо всяких бревен. И даже без мяса гениальных авторов. Хотя… Если подумать, то к чему был упомянут скальпель?
Может статься, к тому же, что и «популярность крайних точек зрения» в начале заметки.
Собственно, если Вы до сих пор не заметили ни одного явного передерга с моей стороны –  предлагаю перечитать и подумать над тем, что здесь сказано о важности личного критического подхода как такового ;-). А феномен авторского «бревна в глазу» и в самом деле существует, только означает не невозможность адекватного восприятия, а его сложность. И связана она, в первую очередь, не с авторской позицией, а с объемом и многократными повторами автором разнообразных творческих и механических манипуляций. Поэтому научные статьи и диссертации нередко сверкают опечатками и нестыковками ярче, чем работы юных и талантливых, но неграмотных словесных художников, а редакторы и корректоры вряд ли в ближайшее время останутся без хлеба. Порой от текста рябит в глазах так, что, ей богу – лучше бы туда засунули бревно.  Тогда-то и нужен хороший критик: отвлечься, по душам поговорить, покидаться в друг друга… Пирогами, конечно же. А Вы что подумали? ;-)


The End.
P.S. Предлагается к обсуждению smile


Best regards,
Инквизитор из чернильницы
 
GranovskДата: Пятница, 22.11.2013, 18:52 | Сообщение # 3
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Репутация: 4
Статус: Offline
иногда из соседней комнаты, где есть телевизор, который в отличие от моего, декоративного, включается регулярно, доносятся слова рекламы. и я вот думаю, кто же это пишет? вот общаюсь с графоманами - какая масса людей, умеющих ровно и ббез напряга упаковыть мысль в слова.  а тут "цепочка поможет создать образ современного мужчины, придав его образу..." что-то там придать, в общем. и кому? образу образа? и так почти весь текст. автор его, кажись, кроме эпитета "великолепный" других не помнит. но ведь текст прошел а) через писарчука, б) редактора в) чтеца; текст слышала масса телевизионно-рекламных людей: записунов, звуковиков, монтажников, девочек, приносящих кофе. и что, никто не слышал, что текст дебильный? или они смолчали, чтобы отомстить начальству за разницу в зарплате?
 мне нра конкурсы, где взлелеянную и обсосаную многократно шедевру критики обстреливают из говнометов. но так, чтобы не ради красного словца, а пользы для. вот бы Куб довести до такого уровня, когда народ сюда ходить будет, чтобы реально посмотреть на себя со стороны.собственно, для того и введено повальное рецензирование на первом этапе. осталось понизить градус восторженности до отметки "здоровый конструктивизм". но, кажется, верной дорогой идем, товарищи. хотя это мое частное, не обязательно верное мнение.
 
ЛюбовьДата: Суббота, 23.11.2013, 11:22 | Сообщение # 4
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Репутация: 5
Статус: Offline
Всё так. Критика даже не конструктивная - полезна. :))) А про конструктивную могу сказать одно: всегда благодарна тем, кто не просто прочитал мой опус, но ещё и пропустил его через себя, увидел то, что мне не видимо. Сама , к сожалению, не очень хороший критик...
 
katyarraДата: Среда, 27.11.2013, 05:44 | Сообщение # 5
Энтузиаст
Группа: Модераторы
Сообщений: 28
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата Granovsk ()
что, никто не слышал, что текст дебильный? или они смолчали, чтобы отомстить начальству за разницу в зарплате?

КМК, все хуже и дело в том, что корявый примитивизированный текст с множеством повторов на широкие массы реально действует лучше.
Цитата Granovsk ()
мне нра конкурсы, где взлелеянную и обсосаную многократно шедевру критики обстреливают из говнометов. но так, чтобы не ради красного словца, а пользы для. вот бы Куб довести до такого уровня, когда народ сюда ходить будет, чтобы реально посмотреть на себя со стороны.собственно, для того и введено повальное рецензирование на первом этапе. осталось понизить градус восторженности до отметки "здоровый конструктивизм". но, кажется, верной дорогой идем, товарищи. хотя это мое частное, не обязательно верное мнение.

Эх, каждый раз, когда вижу хорошего критика - который, может даже, не так уж много знает/умеет, где-то явно не прав и пристрастен, но работает честно и добросовестно (и "с огоньком", если это публицистика или разборки) - хочется руку пожать через монитор  smile . А дорого, имхо, верная, только дальняя: слишком мало народу в этом заинтересовано.


Best regards,
Инквизитор из чернильницы
 
PrashurДата: Пятница, 29.11.2013, 17:19 | Сообщение # 6
Энтузиаст
Группа: Проверенные
Сообщений: 25
Репутация: 3
Статус: Offline
Добавлю и свои "рупь семнадцать" в обсуждение.
Цитата Любовь ()
Критика даже не конструктивная - полезна.
Смотря для кого. Для разумного человека, который понимает, что нет предела совершенству - да.
А для того, кто свято убеждён, что он создал нетленный шедевр, вдосталь наполненный сакральным знанием и тайным смыслом, до которого почему-то никак не могут "докопаться" рецензенты и только "цепляются по мелочам" - для таких неприемлем любой вид критики. Даже доброжелательный.
Цитата katyarra ()
И дело не в принципиальной невозможности авторов к критическому взгляду на свое творчество – а в нежелании.
Вот с этим полностью согласен. Даже можно подвести как бы научную базу под это нежелание правильно воспринимать критику. Подчеркну три момента.
1. Автор в своём произведении видит то, что хотел написать. Рецензенты видят то, что получилось. Обе стороны говорят на разных языках.
2. Автор склонен "защищать" своё произведение. Обсуждение он рассматривает не как возможность чему-либо научиться, а как защиту дипломной работы в ВУЗе. Здесь тоже диспут сводится к переливанию из пустого в порожнее.
3. Автор уверен в правильности своего текста на все 100%. Ну, тут или действительно шедевр, или клиника.
ИМХО всё из-за того, что (не имею ввиду всех) многие просто не знают основных правил стихосложения и не умеют работать со словом. А на любое замечание гордо отвечают: "Это мой стиль!" Что ещё сказать?
А правила можно (и нужно!) нарушать только тогда, когда ты их знаешь в совершенстве...
 
katyarraДата: Суббота, 14.12.2013, 00:12 | Сообщение # 7
Энтузиаст
Группа: Модераторы
Сообщений: 28
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата Prashur ()
1. Автор в своём произведении видит то, что хотел написать. Рецензенты видят то, что получилось. Обе стороны говорят на разных языках.
2. Автор склонен "защищать" своё произведение. Обсуждение он рассматривает не как возможность чему-либо научиться, а как защиту дипломной работы в ВУЗе. Здесь тоже диспут сводится к переливанию из пустого в порожнее.
3. Автор уверен в правильности своего текста на все 100%. Ну, тут или действительно шедевр, или клиника.

+ 100500, особенно к первому пункту.
Очень часто непонимание растет из многозначности образов и невнимания к оттенкам. Упомянут, допустим, где-нибудь  какой-нибудь "серый день". Автор имеет в виду "пасмурный", "непогожий", а критик читает - "обыденный" "скучный". И всё, приехали: критик неверно понимает или вообще не может понять замысел, автор не понимает, как так критик мог понять его неправильно и делает вывод,  что тот из вредности прикопался. А текст меж тем подредактировать бы стоило, убрав двузначность или перенаправив ее в содержательное русло, но про текст уже все забыли - зачем с ним разбираться, когда можно разобраться с оппонентом?

Действительно на защиту диплома в чем-то похоже   smile


Best regards,
Инквизитор из чернильницы
 
Мы на Кубе (форум) » Конкурс » От околицы до околесицы » Авторская слепота, или Бревно – на мыло? (Откуда и докель...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: