Обзор полуфинала от Алексея Котельникова
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:37 | Сообщение # 16 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 15 ЛеляП.К.-2013 Финист - ясный сокол
А у Финиста ясные очи, А у Финиста крепкие плечи, А ланиты его не целуй, девка, нет, Ни за что не целуй, запродашь белый свет, И к широкой груди ой, не льни, погляди: Чьи там перья лежат под окном? Да недолго любиться вдвоём.
Кто к заслону резному приник? "Задувай же светильню-лучник, Отворяй, люба! Месяц взошёл над горой, Вдарюсь оземь, взойду да на ложе с тобой, Иж летел через море, и долы, леса, К косам тёмным, к высоким персям, Выпью сласть твою сам, не отдам!"
А у Финиста огненны очи, А ножи-остры злоба уж точит. Сердце стонет-горит, подоконье в крови, Где ты, лада мой, тать?.. Тихо, лист не шумит. Только плачет кузнец, да железом звенит: Мне в дорогу куёт сапоги. Тёмна ночка, не видно ни зги...
Отличная стилизация под былину, сказ, но есть «моменты», которые портят «картину». Фраза «Да недолго любиться вдвоём» предполагает «любиться в одиночестве», равно как и «любиться втроем». Не считаю себя большим специалистом по персям, но мне кажется, что определение «высокие» - это не совсем то, что можно о них сказать. «Высокая грудь» - говорят, но «высокие перси»? Жаль, что произведение заканчивается супер-штампом.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:39 | Сообщение # 17 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 16 К.Н.П.К.- 2013 1917
Был сад помещичий. А после стал колхозным. В сени его деревьев, говорят, Великий царь, Иван Четвёртый, Грозный, В поход на Псков формировал отряд.
Недавно сад разбили на участки. Дичают груши, вымерзла сирень. Котеджи. Гаражи. Двор из брусчатки. Периметр обжал забор-ремень.
Ребята вишню не воруют больше. Уехал дядя Ваня под Квебек. А тётя Груня в Прагу. Или в Польшу. Похоже, сад, не пережил сей век.
К теме забытых, заброшенных садов поэты обращались не раз, поэтому не могу отметить новизну идеи. А вот «вплетение» в стихотворение песни про дядю Ваню, у которого «в саду поспели вишни», считаю удачей автора. «Периметр обжал забор-ремень» - кто кого обжал? Яркий пример амфиболии («мать любит дочь»). Есть ощущение, что стихотворение написано быстро. На мой взгляд, оно нуждается в доработке.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:40 | Сообщение # 18 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 17 ВнучкаП.К. - 2013 Бабушке
В моем саду пусть будет всё в порядке. Я сделала обычные дела: Посеяла морковь на старой грядке И листья прошлогодние сожгла. Мой старый сад не скучен и не весел. В нём замирает время. Время спит. И бабушка моя из старых кресел Опять с улыбкой на меня глядит. " Ах, внученька, не стоит торопиться Сад продавать. Что нынче миллион? А старый сад труды вернёт сторицей. Ведь и меня и деда помнит он." Сегодня с непонятным умиленьем Я делаю садовые дела. И здесь, в саду, я верю без сомненья, Что бабушка моя не умерла.
Очень хорошее, теплое стихотворение. Понравился прием с использованием нескольких кресел и сидящей в них бабушки (во всех одновременно) - «И бабушка моя из старых кресел / Опять с улыбкой на меня глядит». Говорю об этом без иронии, так как знаю не понаслышке, что при взгляде на разные предметы мебели (стулья, кресла, кровать и т.д.) появляется на каждом из них образ дорогого и, к сожалению, ушедшего человека. Замечаний нет. Ну, разве что… точка в прямой речи ставиться после кавычек.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:42 | Сообщение # 19 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 18 ЛеляП.К.-2013 Философия сада
Маковеевым днём сладко пахнут лиловые флоксы, И прохладны, темны, как в безлуние, синие сливы, На примятой траве пламенеет румянцем стыдливо Майский грех, наливавшийся соком у яблони в косах.
Пышнотелые рыхлые груши вверху обречённо Предлагают себя ненасытно палящему свету. Басовитые барды-шмели уходящему лету Допевают хвалу и пируют в чащобе зелёной.
Отстранившись от суетной спелости, гнили, порханий, В тишину погрузив узловатые корни-нейроны Сад решает задачу: как мир многомерный, огромный Передать одномерно?.. Возможно, простыми стихами?
Очень хорошо! Единственное, что слегка «напрягло», так это обилие образов. Для 13 строк их многовато.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:43 | Сообщение # 20 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 19 НежнаяП.К.- 2013 Шиш Не в Муромской быльной чаще - под небом, где свод высок, фигуре своей щадяще я делала марш-бросок.
Дорожка-змея, не жалясь, касалась подошвы "найк", подумалось: вот ведь жалость, быль-небыль не шлёт мне знак.
И тут же из вихрей пыли как выскочит чубчик, рыж! "Живые Шиша забыли? Любимая, ты остришь!
Я - Шиш, ты моя невеста, нет пары в миру такой! Давай-ка пирком да честным за свадебку - мёд рекой!"
До щёк зарумянюсь снизу и руку ему отдам, сестёр, мать и батю свистну, Шишиги начнут бедлам,
Хмыри загундят в тростинки, хлюп-ритм Водяного бренн, и даже Залеший дикий возьмёт хоровод на крен.
У ноженек волки лягут на плесень седой фаты, лесок порассыплет ягод, поля поднесут цветы.
Веселие, флирт пригожий у нежити и живых, на ведьмочках лопнут кожи.... И вновь налетает вихрь....
Не в Муромской быльной чаще, со скоростью метр/сек фигуре своей щадяще я делала культ-пробег, волненье в груди глуша.
Не встретилось ни шиша.
А можно экспромт?:)
Простите меня-зануду: шедевра ждала душа, но строк, что в финале будут, не встретил я ни шиша.
Если серьезно, то в произведении много сумбура. Допускаю, что автор специально использовал такой прием. Но простите, меня это не впечатлило. А вот огромный потенциал автора очевиден, и я уверен, что у него есть емкие и «вкусные» стихи.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Понедельник, 23.12.2013, 22:53 | Сообщение # 21 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 20 ШоннаП.К. - 2013 Обращение к засидевшемуся пленнику
Мой старый Сад, мой дорогой маркиз! Читать воображаемые шашни Скучнее, чем посмертный эпикриз, Когда конвой ушёл уже из башни, Когда в прицел не щурится Моссад, И даже дети не находят фронды В тех опусах, что сотню книг назад Вы тайно отправляли из ротонды. Так что в итоге? Только шелуха. Останется лишь выдохнуть смущённо, Поскольку демонстрация греха Теперь официальна и законна. И Вы, морщинист, бледен и носат, Застыв у опустевшего порога, Заметите, как чуден старый сад, Разбитый возле Вашего острога.
Сразу видно, что автор с поэзией на «ты». Чувствуется его огромный потенциал, но… Не много ли «умных» слов для стихотворения в 16 строк? К тому же, не уверен, что шашни можно читать, даже если они воображаемые. В целом, произведение оставило хорошее впечатление. Да и финал отличный.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:28 | Сообщение # 22 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 21 ПолудницаП.К.- 2013 Ведьма в городе
Дрёма к сомкнутым векам ластится. Пальцы веретеном исколоты. Вот взлететь бы совой над улицей - и не думать. Хоть час. Хоть сколько-то. Но луна, что белая всадница, выезжает на волке-облаке, Через щель в жалюзи щурится, и - сочувствия ни на толику - Шепчет: он тебя обманул. Нынче взрослым в сказки не верится. Взрослым мальчикам - так тем более; Так что ты беззащитней горлицы. Лихо горькое встретишь в поле ли, У реки русалку-бездельницу или в чаще заблуду-лешего - Ты не знаешь, как слово молвится. Не откупишься, не отбрешешься. ...не искупишь свою вину. Извести тебя - проще некуда. За гуляку-лжеца кто вступится? Не откажут мне сёстры в помощи - берегини, мары, полудницы. Полоз огненный в звёздном неводе - братец названный и отмститель мой. Берегись теперь, клятв непомнящий!.. Отчего же тянет мучительно Под ребром и не снится снов? ...Месть не руки, но душу пачкает. Отпускаю тебя без откупа. Был ты суженый или ряженый, но спасибо за горечь опыта. Вот поплакала - и достаточно... Твоей нынешней - не завидую. ...Если снова ты с ведьмой свяжешься, будет лучшей тебе защитою Верность, искренность и любовь.
Удачно передан ритм сказа. Не порадовала звукопись «в поле ли», но, в целом, емкое произведение с небанальными образами и рифмами.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:30 | Сообщение # 23 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 22 Tundra П.К.-2013 ***
кто рисует бабочек поэтапно, кто смотрится в зеркала, кто по картам иссохшим ищет чужие клады. у меня в голове трезвон и возня воробья в глубине старого и заросшего сада. может, правильно все- как надо и дОлжно. может, кончится день, и начнётся совсем неизвестное время суток. может, скроена ладно и сядет влитым кольчужным захватом вязь из слов с изяществом самокруток деда яши. вся моя ширина ладони- корни рода, пускай прозвучит бахвально, но я чувствую связь- не с семьёй, а со всей землею, и с любым черенком каждой колхозной лопаты.
Непростое стихотворение, и это «подкупает». Здесь тот случай, когда нет смысла говорить о размере и рифмах. Хочется перечитывать.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:32 | Сообщение # 24 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 23 Ой П.К.- 2013 Черный сад. Городская страшилка
Посмотри мне в глаза! Пусть тебе не покажется странным, что багровый закат отразился от стёкол очков. Дай мне руку, поверь, что сегодня ещё слишком рано видеть холод и ночь пустоты вертикальных зрачков. Мы дойдем до реки в направленье стрекозьей глиссады, мимо жёлтых как мёд и манящих цветов белены, мимо тёмных аллей и тропинок Нескучного сада - мы увидим в воде отражение полной луны. Посмотри на меня! Это капли вишнёвого сока тёмно-красным рубином искрятся на чёрных губах, здесь под мёртвым кустом зеленеет клинками осока, здесь органом грозы управляет неистовый Бах! Рассмеётся река и постелет нам шубу соболью, задрожит тёмной страстью пустая беседка-альков, но завоет луна, старый сад мне напомнит о боли и подарит оскал разрывающих дёсны клыков!
Хорошо! Правда, как мне кажется, можно было ограничиться одним упоминанием луны. Слишком заезжен этот образ, «двух лун» в одном стихотворении многовато. Других претензий нет.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:48 | Сообщение # 25 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 24 Гаутута П.К.- 2013 Бодхи сад, во
Что, прохожий, дивишься чудесным плодам Без ограды? Заходи, накормлю, только яблок не дам - Не пора, да. Если я захочу уберечь этот сад, Не сумею. Недозрелые яблоки - медленный яд, Где там змею! Счёта дням и векам, и годам не веду, И минутам, Восседая под яблоней в этом саду, Будто Ньютон. Сорванцов я не стану пугать всё равно, Да и нечем. Детям сладко лишь то, что им запрещено, Человечьим. Мы им только кислятину рвать не даём - Скоро, скоро ж Будет можно. В саду этом только вдвоём Я да сторож. Хочешь сидра? А то я опух от воды. Будешь третьим? Знай, покуда запретны любые плоды, Не созреть им.
Пока это лучшее из того, что прочитал в полуфинальной подборке. Всё на своих местах, и нет ничего лишнего.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:50 | Сообщение # 26 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 25 Лорелея П.К.- 2013 Кот Баюн
На дальнем столбе в дремучем лесу сидит неподвижно кот, он любит не пражскую колбасу, а пришлый честной народ. И голосом сладким он бает быль, а, может, не быль, а ложь, такой у кота уникальный стиль, на плевлах - не проведёшь.
Поймать его - нужен особый резон для тех, кто умён и смел: три короба сказок повалят в сон (уснувших - реально ел)... Однажды Иван обманом кота к царю привёл во дворец, мяукнул котяра тому: "Xватай!" и шустро взлетел на шест.
А царь лютует: "Держи беглеца!" - желает быть вечно юн от сказок и песен, что без конца рассказывает Баюн. Конечно, кот грозен и шумноват, но ходит молва о нём, что так исцеляют его слова - почище чем суп с котом.
Впустую Иван по шесту лупил и кудри себе трепал, не снять баюна без волшебных сил - тот хитро ушёл в астрал.
______________________________________
Старушка вязала то вкривь, то вкось. Избушка в лесу строга. А из-под одежды светила кость - да, костяная нога. Кота схоронила она, пока погонею занят царь. Кот просит студёного молока и сказки поёт. Как встарь.
Триллер. Очень симпатичное стихотворение. Не совсем понял, каким образом похороненный кот продолжает петь сказки и просить молока. Во всяком случае, из текста видно, что финал именно таков. Возможно, автор глядел глубже, чем я. Допускаю.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:52 | Сообщение # 27 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 26 MeriG. П.К.- 2013 Лилит
Волшебное, короткое свиданье В прохладе райской дремлющего сада... Всему на свете ты давал названье, Меня, Лилит, назвал своей отрадой.
Ещё в раю не появилась Ева, Ещё была безгрешною природа, Я не рвала плодов с чужого древа - Я звёзды осыпала с небосвода.
Срывались звёзды... Как они горели! Ты лишь одно загадывал желанье... Волшебный голос золотой свирели Нам пел о том, чему "любовь" названье.
Так быстро звёзды, падая, сгорают. Волшебное не повторится лето. Нужна мужчине женщина земная, А не созданье из огня и света.
Осталось в прошлом время звездопадов. Я далеко. Твой мир вполне устроен. Зачем порой таким тревожным взглядом Следишь ты за падучею звездою?
Ещё в раю не появилась Ева. Ещё была безгрешною природа. Я не рвала плодов с чужого древа - Я звёзды осыпала с небосвода.
С первых же строк возник вопрос: если Лилит, к которой обращается герой, та самая первая жена Адама, то почему она – ОН? «Лилит» выделено запятыми, то есть, перед нами обращение к Лилит. Если Лилит – героиня, от которой ведется повествование, то надо что-то делать со знаками препинания. Избитая рифма «лета-света» - не лучший «момент» в стихотворении. Хочется заметить, что «падучая» и «падающая» - это разные «вещи». «Падучая звезда», как мне кажется, не совсем тот образ, который вписывается в контекст произведения. В целом же, мелодичное и «вкусное» стихотворение.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:53 | Сообщение # 28 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 27 AconitiumП.К.- 2013 Сад Город N похож на дырявый карман. Здесь пропадают ключи, документы, люди... Тина живёт в одной из холодных студий, Где селятся живописцы и холостяки. И можно, честное слово, сойти с ума, Утром в метро ныряя в антропомассу, Если бы память не сохраняла ясно Яблочный запах осенью у реки.
Зимнее солнце хрустко, как леденец. Зимнее солнце споро грызёт рутина. Офисный воздух скомканным пластилином Вязнет на рёбрах и не тает в тепле. Бодро хвостом виляет зверёк песец. Ночь на носу. Стужа крепче текилы. Тина устала. "Боженька, дай мне силы!.." ...Сад прорастает инеем на стекле.
Снег есть реальность. Свет и весна - миф. Фрукты из магазина покрыты воском, Из-за ангины сок жжётся извёсткой, Ну-ка, дожуй - ради ли, вопреки... Пальцем зёрнышко яблочное вдавив В чёрную землю, Тина зовёт: "Лето..." Время идёт. Тонкий росток крепнет. Тина его высадит у реки.
Строки «Если бы память не сохраняла ясно / Яблочный запах осенью у реки» имеют двойное прочтение. Вероятно, автор пишет о том, что память сохраняет запах яблок, находящихся недалеко от реки. Но можно прочитать и так, что осенью, находясь у реки, память ясно сохраняет яблочный запах. Есть вопрос: что изменилось бы, если бы автор не пояснил, что писец является зверьком? К чему здесь «зверек»? Чтобы сохранить размер? Но есть и прекрасные находки: «Зимнее солнце хрустко, как леденец», «стужа крепче текилы», «Сад прорастает инеем на стекле».
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:57 | Сообщение # 29 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 28 ПичалькоП.К.- 2013 Причина
Сад тихо умирал. Учёный садовод, устало морща лоб, искал тому причину. На голову упал заплесневелый плод. "Закона не открыть!" - подумал. Отодвинул исписанный листок. Похоже, не понять, как здесь и почему, вдруг осень наступила. Увидел на скамье забытую тетрадь. Открыл и прочитал: " Я уезжаю, милый! Не буду отвлекать от срочных важных дел досужей чепухой стихов и глупым смехом. Останешься один. Ты этого хотел". И вспомнил он её, девчонку-неумеху. Сто раз встречал на дню, работая в саду, от яблони айву, едва ли, отличала.
"Любовь ты упустил, приветив тем беду. Платить придётся мне!" - сад шелестел печально.
Грустное и милое произведение. Не «напрягает» ни содержание, ни «техника». А вот от финала ждал большего.
|
|
| |
Granovsk | Дата: Вторник, 24.12.2013, 00:58 | Сообщение # 30 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 29 полынь П.К.-2013 плохие приметы Беру полынь на добрую дорогу, Чуть прикусив, чтоб горечь на губах. Семь троп ведут чрез тернии до Бога. Но лишь одна кончается у Врат.
Путь виделся во сне больном, бредовом, К кончине скорой. Приоткрыта дверь. Я просыпалась, засыпала снова... В окно стучался-бился воробей.
Пора идти. Ненасидишь до счастья, Недомолчишь. Луна рогами вниз Пообещала долгого ненастья. Не переждать - отмеренная жизнь.
Споткнется конь, подкову потеряет Кому-то на удачу (дай-то Бог). Монету в омут. Его черти знают Что я хочу вернуться на порог.
Все не к добру. Слагаются приметы В одну цепочку, бедами грозя. Ель вековую еще прошлым летом Сама срубила, позабыв "нельзя".
И вот в бреду мерещится дорога. Полынь в ладошке - горечь на губах. Семь троп ведут чрез тернии до Бога. Но лишь одна кончается у Врат.
В целом, хорошо, но есть «заусенцы». Во-первых, банальные рифмы: «дорогу-Бога», «счастья-ненастья», «Бог-порог». Во-вторых, упоминания коня, который споткнулся. Эти несчастные кони уже 1000000000000000000 раз спотыкались и в стихах, и в прозе. В-третьих, сбой в ударении: «его черти знают» – в «его» ударение на «е»; «…еще прошлым летом» - в «еще» ударение на первое е. Простите, автор, но я так слышу, и не я один. Но есть прекрасный образ – «Луна рогами вниз». Стихотворение поется. Очень мелодичное!
|
|
| |
|