Моток сонетов
| |
Granovsk | Дата: Четверг, 19.12.2013, 02:53 | Сообщение # 1 |
Энтузиаст в Кубе
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| Задача проста: пишем сонеты. Много-много цепляющихся друг за друга сонетов. Каждый из них начинается последней строкой предыдущего.
Форма сонета может быть любой из известных.
Несколько цитат из книги М.Л. Гаспарова "Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях"по самым распространенным формам сонетов
Французский сонет: ... во французской поэзии единственно «правильными» стали считаться сочетания «закрытой» (охватной) рифмовки в катренах и «открытой» в терцетах или, наоборот, «открытой» (перекрестной) в катренах и «закрытой» в терцетах, т.е. АББА+АББА+ВВГ+ДГД или АБАБ+АБАБ+ВВГ+ДДГ. Первый тип употреблялся гораздо чаще, вгорой – реже. Контаминированный тип – АББА+АББА+ВВГ+ДДГ. Английский сонет: Мы видели: во всех вариантах французского сонета была общая черта – терцеты начинались рифмующей парой строк, а затем уже следовали четыре строки, зарифмованные перекрестно или охватно. Когда из Франции сонет перешел в Англию, то рифмующая пара строк сместилась: теперь она не начинала, а заканчивала собой терцеты (и весь сонет), а четверостишие, встав перед нею, принимало вид третьего катрена. Вместо французского АББА+АББА+ВВГ+ДГД или АБАБ+АБАБ+ВВГ+ДДГ мы находим АББА+АББА+ВГГВ+ДД или АБАБ+АБАБ+ВГВГ+ДД. Потом и эта форма расшаталась еще больше, так что даже в первых двух катренах повторение рифм перестало быть обязательным: сонет превратился в четырнадцатистишие АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ. Такие упрощенные сонеты писал Шекспир, и они обычно называются «шекспировскими» (хотя первыми ввел их в моду не Шекспир, а поэт Сарри). Резкая отбивка последнего двустишия побуждала строить его как броскую сентенцию-концовку. Читатель найдет тому много примеров в сонетах Шекспира в переводах С. Маршака. Итальянский сонет: В итальянском языке большинство слов имеет ударение на предпоследнем слоге, и поэтому в итальянском стихе обычно окончания – женские. Не будучи, таким образом, обязаны заботиться о чередовании женских и мужских рифм (как во французском языке), итальянские поэты могли позволить себе более разнообразную рифмовку в терцетах – например, такую, как в этих двух сонетах: АБАБ АБАБ ВГД ДГВ. (Почему при чередовании мужских и женских рифм она была бы невозможна?) Вообще, если французского сонета характерна парная рифмовка в начале терцетов, а для английского – в конце, то для итальянского – полное отсутствие парной рифмовки в терцетах; типичное их строение – ...ВГВ+ГВГ или ВГД+ВГД
Первым сонетом, с которого мы начнем, я, пользуясь правом самодура, выбрала сонет Николая Гумилева
Судный день
Раскроется серебряная книга, Пылающая магия полудней, И станет храмом брошенная рига, Где, нищий, я дремал во мраке будней.
Священных схим озлобленный расстрига, Я принял мир и горестный и трудный, Но тяжкая на мне теперь верига, Я вижу свет... то день подходит Судный.
Не смирну, не бдолах, не кость слоновью Я приношу зовущему пророку – Багряный сок из виноградин сердца,
И он во мне поймет единоверца, Залитого, как он, во славу Року Блаженно-расточаемою кровью.
Итак, строка задана. Прошу, уважаемые творцы! Ваше слово...
|
|
| |
Любовь | Дата: Четверг, 19.12.2013, 13:12 | Сообщение # 2 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Блаженно-расточаемою кровью стекает время вечности в ладони, подпитывая негой и любовью, пресыщенность и скуку в угол гонит.
Пусть предаются там они злословью, цитируя друг другу древний сонник, покуривая и вредя здоровью, ведь никотин усугубит джин-тоник.
А вечность, распрямив балетно спину, и повод превратив легко в причину, на белый танец время приглашает.
Совсем неважно паре, кто главнее, и кто, кого, когда и как имеет. Вновь ветер перемен кружит их шало.
Сообщение отредактировал Любовь - Четверг, 19.12.2013, 21:08 |
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Среда, 25.12.2013, 09:52 | Сообщение # 3 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| "Вновь ветер перемен кружит их шало.." Забудем эту строчку для начала. Гораздо ближе к сердцу мне такое - "устойчивость глубокого покоя".
Как сладок сон в тепле уютных комнат, хоть кто-нибудь из вас об этом помнит? Под вой и рокот буйной вьюги снежной так тихо спится. Ровно. Безмятежно..
Там за окошком "океаны бедствий", невзгод и драм опасное соседство, изменчивость, недружелюбный хаос! К чему всё это, если мне досталась уверенность в размеренности дней; и длинный список чьих-то кораблей..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Среда, 25.12.2013, 11:21 |
|
| |
Любовь | Дата: Среда, 25.12.2013, 18:38 | Сообщение # 4 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| "и длинный список чьих-то кораблей" читаю я с утра до тёмной ночи, не слыша зова парковых аллей, роняя слёзы в кружевной платочек.
Я помню паруса, что всех алей, хотя хочу забыть - мне больно очень, ведь, сказку подарив однажды, Грей теперь всегда суров и озабочен
тем, чтобы умножить свой доход. И не выходит в море галиот. Нет парусов крылатых на "Секрете".
Дымит усталый скучный пароход, товары в Лисс заморские везёт. В финал счастливый сказки верят дети.
|
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Среда, 25.12.2013, 22:22 | Сообщение # 5 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| В финал счастливый сказок верят дети. Мы, взрослые, бываем им подобны - не целым видим мир, а видим дробным, деля его на "Я" и "всё_на_свете".
С чудесным "Я" несчастья не случится, не грянет гром, не разразятся бури. Заморские принцессы или принцы падут к ногам, сражённые Амуром.
И выстоит в борьбе суровой Троя, благополучно в порт придёт Титаник, как только мы участниками станем. Играет каждый главного героя
и свято верит в безопасность места в прицеле времени.. на перекрестье..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Пятница, 27.12.2013, 12:37 |
|
| |
Любовь | Дата: Четверг, 26.12.2013, 00:28 | Сообщение # 6 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| в прицеле времени.. на перекрестье сидеть, стоять и бегать неуютно. "Герой!" - скажу себе без тени лести, хоть помню перекрёсток очень смутно.
Но я там был, лет этак сто иль двести тому назад. И корабля каюта меня потом спасла от страшной мести божков и бесов, кровожадных, лютых.
Уплыл. Вернуться? Где тот перекрёсток, узнать через века совсем не просто. Мне не подскажет контурная карта.
Наверно, больше не хочу в герои: в кувшин бросаю кости без азарта. Вам, право, осуждать меня не стоит.
Сообщение отредактировал Любовь - Четверг, 26.12.2013, 18:58 |
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Пятница, 27.12.2013, 12:35 | Сообщение # 7 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Вам, право, осуждать меня не стоит, что я от вас не отрываю взгляда, что по ночам тревожу серенадой, а по утрам букет кладу на столик.
Заваливаю письмами, звонками вас отрываю часто от занятий. Что вынуждаю вас шептать проклятья, когда я появляюсь перед вами.
Такое неустанное вниманье до точки доведёт кого угодно. Но вот моё последнее признанье! И пусть вам дальше дышится свободно!
Хотя любви моей не снижен градус, жениться я на вас не собираюсь..
|
|
| |
Любовь | Дата: Пятница, 27.12.2013, 20:12 | Сообщение # 8 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| жениться я на вас не собираюсь Вы рады? Перевариваю это. Признаюсь, что другого ждал ответа: к замужеству стремятся , словно к раю.
А вы прошли, как акробат по краю опасному, не уронив берета малинового. С ним встречался где-то в какой-то книге, я - припоминаю.
И я - опять влюблён. И всё - сначала. Для страсти повод нужен очень малый, не ум, а сердце за него в ответе.
Вы замужем? И любите вы мужа? Словами я, как выстрелом контужен. И вижу жизнь в малиновом я цвете.
|
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Суббота, 28.12.2013, 11:41 | Сообщение # 9 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| И жизнь в малиновом я вижу цвете.. А только что она была в зелёном, и лик её прекрасен был и светел. Всё кончено. Повержен я и сломан..
Метаморфозы, как же вы мгновенны! Как скоро исчезает мрак кромешный и тает под слепящим солнцем вешним, и радость снова носится по венам,
едва Она вас наградит улыбкой! Но стоит чуть любимой отвернуться, и мир становится пустым и зыбким. Так наши чувства непрестанно бьются
и гибнут - надо только приглядеться - на гладиаторской арене сердца..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Суббота, 28.12.2013, 13:41 |
|
| |
Любовь | Дата: Суббота, 28.12.2013, 15:53 | Сообщение # 10 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| на гладиаторской арене сердца Спартак танцует джигу и сиртаки, и обретают веру иноверцы, и вырастает над собой Акакий.
И остроту теряют "дамы с перцем", на щёчках проступают робко маки. Через ступени в ритме шалых терций восходим к человеку от макаки.
А если там бурьян произрастает, осколки от бутылок сбились в стаю, пожар любви скорей устроить надо.
И выжечь всё, до мраморной основы, закон и непреложный, и суровый. Дорога в рай надёжнее из ада.
|
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Суббота, 28.12.2013, 19:35 | Сообщение # 11 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Дорога в рай надёжнее из ада. Когда огнём страданий ты очищен, в любой пучине Бог тебя отыщет. Но в рай из ада так ли рваться надо?
Для просветлённого всего главнее уничтожать застенки преисподней. Пусть в темени стяг мира будет поднят - пусть белыми крылами мрак развеет!
И рыцарь, что от рая отречётся, во имя тех, кто погибает в бездне, стократ необходимей и полезней, чем те, кто ошалело ввысь несётся.
Пою тебе хвалу, незримый воин! Ты больше всех молитв моих достоин..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Воскресенье, 29.12.2013, 12:48 |
|
| |
Любовь | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 00:28 | Сообщение # 12 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Ты больше всех молитв моих достоин, хотя упрямо в их не веришь силу. И с гедонистом так упрямо стоик ведут борьбу в тебе, не мой, но милый.
Ты прочно сшит, и очень ладно скроен, над бездной не нужны тебе перила. Такие на коне въезжали в Трою, а не внутри. Любовь тебе дарили
красавицы, одна другой прекрасней. Невыносимо скучен вечный праздник: ты уходил. Нет их вины, пожалуй
в том, что неблагодарностью ответил. Ты ветер, просто вольный свежий ветер. Оковы уползают прочь ужами.
|
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 13:58 | Сообщение # 13 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Оковы уползают прочь ужами, застенок исчезает вдруг волшебно, преображаясь в хлам и кучи щебня, под дланью тех, кто стены сокрушает
в твоём кошмарном сне. С таким же чудом мы наяву встречаемся нередко - бывает чувства, запертые в клетку сомнений, высказать до боли трудно.
Но иногда невероятный случай предоставляет выход наилучший, такой даруя поворот сюжетный, в котором будешь ты другим услышан.
Пока мы в этом чудном мире дышим, надежды наши не бывают тщетны..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Воскресенье, 29.12.2013, 16:32 |
|
| |
Любовь | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 15:51 | Сообщение # 14 |
Энтузиаст
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
| надежды наши не бывают тщетны, хотя порой их тщетными считаем, поделками непрочными Китая, но вырастают из орешков кедры.
Под Новый Год особенно мы щедры в дарах полунадёжных. Ведь витаем и сами где-то в сфере полурая, не замечая горечь терпкой цедры.
Готовы целый мир мы обнадёжить, уверить в том, что, однозначно - божий, и потому, не стоит волноваться.
Всё будет хорошо, и даже - лучше. Не хочешь жить, а мы тебя - научим. Часы - упрямы. На часах - двенадцать.
|
|
| |
Заец_Побегаец | Дата: Воскресенье, 29.12.2013, 19:38 | Сообщение # 15 |
Кубист
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Часы - упрямы. На часах - двенадцать. Как хочется застыть на перепутье. В расщелину межвременья взглянуть бы одним глазком, помедлить продолжаться,
помедлить жить, остановить мгновенье, не лучшее, любое из возможных, поймать бы время в сети осторожно и рассмотреть. Подобное, наверно,
бывает с каждым, для кого минуты - стволы в лесу, и он меж ними бродит и задаёт вопрос об их природе. Ответов много. Только почему-то
часы настырно к точности стремятся. Часы - упрямы. На часах - двенадцать..
Сообщение отредактировал Заец_Побегаец - Понедельник, 30.12.2013, 09:37 |
|
| |
|